+7(495)772-64-67

Кинжал туркменский кард (№01027).

229000 руб

Кинжал туркменский кард . Хивинское ханство середина 19-го века.

Рукоять кость, дамасский клинок, серебряные ножны.

Размеры:

  • общая длина в ножнах 377 мм
  • общая длина ножа без ножен 284 мм
  • длина клинка 170 мм, ширина клинка 24 мм, длина ножен 338 мм

Материал: булатная сталь, железо, серебро, кость

Техника: ковка, пайка, слесарная обработка, штамповка, полировка кости, чернь

Сохранность: незначительные потёртости поверхности ножен, частичная утрата черни на ножнах, незначительные следы точечной коррозии на голоменях клинка.

Описание предмета:

Клинок односторонней заточки прямым обухом изготовлен из булатной стали высокого качества с красивым контрастным рисунком. Со стороны режущей кромки клинок от рукояти расширяется, а затем плавно сужается к острию.

Клинок соединяется с рукоятью аккуратным больстером, составляющим с ним единое целое.

Овальный в сечении черен рукояти образован двумя накладками, изготовленными из кости белого цвета, которые зафиксированы железными заклёпками. К навершию рукояти накладки расширяются. Вероятнее всего оригинальные накладки были заменены на новые, так как на тех, что мы видим сейчас вообще нет следов бытования.

Ножны, в которые нож погружается по 2/3 рукояти, гораздо более интересны, чем сам нож. Чехол ножен конусовидной формы, изготовлен из серебра, декорированного крупными грубоватыми растительными орнаментами, выполненными в техниках гравировки и черни, и увенчан подгранёным каплевидным элементом. Подобный декор ножен позволяет безошибочно отнести их к работе туркменских мастеров, благодаря ряду хорошо узнаваемых признаков'.

По верхнему краю устью ножен проходит орнаментированный кант, под которым расположена широкая полоса, декорированная стрелообразными штампованными элементами. Орнамент из повторяющихся фигур в форме вытянутой капли с двумя полусферами по бокам присутствует на всех цельнометаллических ножнах данного типа и, по мнению некоторых исследователей, символизирует мужское начало?. Ниже следуют пять узких выступающих декоративных поЯсков, находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга. С одной стороны к пояскам напаяна узкая планка, расположенная вдоль ножен, к которой крепится фигурное кольцо подвеса.

Подобное колечко можно увидеть на ножнах туркменского карда, которые хранятся в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург, Россия), музейный номер: ОЦОФ 120/3223

Поверхность ножен данного предмета сплошь покрыта традиционной несколько грубоватой туркменской гравировкой с чернью.

Выводы:

Представленный предмет является туркменским кардом, который можно датировать второй половиной XIX века. Собственно нож был изготовлен в Индо-Персидском регионе, вероятнее всего в первой половине XIX века. Ножны были изготовлены мастером одного из туркменских племён во второй половиной XIX века. Такая комбинация индо-персидского ножа и туркменских ножен - абсолютно нормальна для периода, к которому они относятся. Известно, что туркмены в 19 веке не умели ни лить булатные заготовки, ни отковывать из них клинки, но при этом высоко ценили холодное оружие из булата. В связи с этим булатные клинки поступали туркменам из Персии и даже из Индии с афганскими торговыми караванами, приходившие в ханства Средней Азии из Кабула. Туркменские мастера ювелиры, работавшие с серебром («серебряники») занимались изготовлением ножен и их деталей и в некоторых случаях украшением рукоятей. При этом, как отмечают исследователи второй половины  XIX века, изделия туркменских мастеров отличалась опеределённой схематичностью и примитивизмом по сравнению с аналогичными работами ювелиров из Персии и ханств Средней Азии.

Представленный предмет (кард в серебряных ножнах) по своим совокупным признакам, следам бытования и особенностям декора, является антикварным оружием, имеющим культурную ценность.

Предыдущий   |   Назад в раздел   |   Следующий