+7(495)772-64-67

Нож Кард в ножнах. Туркменистан. (№01792).

449000 руб

Нож Кард в ножнах. В футляре.

Средняя Азия, Туркменистан.

Середина 19-го века. 

Клинок булат. Серебро, позолота, слоновая кость.

Размеры:

- общая длина в ножнах 342 мм

- общая длина ножа без ножен 267 мм

- длина клинка 176 мм, ширина клинка 22 мм

- длина ножен 290 мм

Материал: булатная сталь, железо, золото, серебро,кость

Техника: ковка, пайка, слесарная обработка, штамповка, насечка золотом в технике «кофтгари», полировка кости, позолота

Сохранность: незначительные потертости золотой насечки на металлических элементах рукояти, незначительные следы коррозии на голоменях клинка, ближе к острию клинка и к режущей кромке.

Описание предмета:

Клинок односторонней заточки прямым обухом изготовлен из булатной стали высокого качества с красивым высококонтрастным рисунком. Со стороны режущей кромки клинок от рукояти расширяется, а затем плавно сужается к острию. Клинок соединяется с рукоятью изящным больстером, составляющим с ним единое целое. Больстер декорирован растительными орнаментами, выполненными золотом в технике кофтгари. На верхней части, переходящей в обух клинка, размещён центральный элемент композиции - изящный цветок с заходящим на обух стилизованным побегом, заключённый в узкую рамку, заканчивающуюся трилистником.

Между накладками из кости проходит металлическая лента, декорированная золотом в технике «кофтгари». По «спинке» рукояти лента украшена стилизованным растительным орнаментом в виде вьющегося побега, заключённым в прямоугольную рамку. На «брюшке» рукояти лента декорирована сплошным золочением. По центру пущен ряд повторяющихся круглых элементов, свободных от золотой насечки. В центре каждого такого круга мастер, украшавший кард, разместил небольшую точку, так же выполненную золотом в технике «кофтгари». Овальный в сечении черен рукояти образован двумя накладками, изготовленными из слоновой кости и зафиксированными железными заклепками. Навершие рукояти слегка загнуто в сторону режущей кромки клинка. Сочетание вышеописанной формы рукояти с декором, выполненным в технике «кофтгари», свидетельствует о том, что кард был изготовлен в Индии.

Ножны карда, гораздо более интересны, чем сам нож. Чехол ножен конусовидной формы, изготовлен из серебра, декорированного крупными грубоватыми орнаментами, выполненными в техниках гравировки и золочения, и увенчан подгранёным каплевидным элементом.

Подобный декор ножен позволяет безошибочно отнести их к работе туркменских мастеров, благодаря ряду хорошо узнаваемых признаков .По верхнему краю устью ножен проходит орнаментированный кант, под которым расположена широкая полоса, декорированная стрелообразными штампованными элементами. Орнамент из повторяющихся фигур в форме вытянутой капли с двумя полусферами по бокам присутствует на всех цельнометаллических ножнах данного типа и, по мнению некоторых исследователей, символизирует мужское начало.?Ниже следуют пять узких выступаюш;их декоративных поясков, находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга. С одной стороны к пояскам напаяна узкая плакка, расположенная вдоль ножен, к которой первоначально крепилось фигурное кольцо подвеса (сейчас кольцо утеряно).

Поверхность ножен сплошь покрыта традиционной несколько грубоватой туркменской гравировкой с позолотой. Ниже декоративных поясков размещён основной орнамент, состоящий из крестообразных элементов со скруглёнными концами, каждый из которых заключён в ромб. Наконечник ножен «обозначен» плотными витками проволоки, которая намотана до венчающего наконечник подгранёного каплевидного элемента.

Выводы: 

Предмет, представленный на экспертизу является туркменским кардом, который можно датировать второй половиной XIX века. Собственно нож был изготовлен в Индии, вероятнее всего в первой половине XIX века. Ножны были изготовлены мастером одного из туркменских племён во второй половиной XIX века. Такая комбинация индийского ножа и туркменских ножен - абсолютно нормальна для периода, к которому они относятся. Известно, что туркмены в 19 веке не умели ни лить булатные заготовки, ни отковывать из них клинки, но при этом высоко ценили холодное оружие из булата. В связи с этим булатные клинки поступали туркменам из Персии4 и даже из Индии с афганскими торговыми караванами, приходившие в ханства Средней Азии из Кабула. Туркменские мастера ювелиры, работавшие с серебром («серебряники») занимались изготовлением ножен и их деталей и в некоторых случаях украшением рукоятей. При этом, как отмечают исследователи второй половины XIX века, изделия туркменских мастеров 

отличалась опеределённой схематичностью и примитивизмом по сравнению с аналогичными работами ювелиров из Персии и ханств Средней Азии.

Карды в аналогичных ножнах, незначительно отличающихся по декору, были широко распространены не только среди этнических туркмен. Они встречались и у знатных жителей Хивы. 
Подобные карды в традиционных серебряных ножнах туркменской работы разного уровня отделки так же использовали представители туркмеяской милиции, которая в свое время была знаменита на весь Туркестам. Воспитанники этой милиции в годы Первой мировой войны составили Туркменский конный полк, храбро сражавшиися на её фронтах.

Предыдущий   |   Назад в раздел