+7(495)772-64-67

Кинжал (№ 01604).

269000 руб

Кинжал в серебрянной оправе 

Россия Кавказ, конец 19-го века.

Размеры: Дпина клинка - 268 мм 

Ширина клинка - 31 мм 

Общая длина - 370 мм 

Длина ножен - 280 мм 

Материал, техника: Сталь, белый металл (серебро), дерево. Ковка, травление, гравировка, чернь, золочение, дражировка, ложная зернь( накатка).

Сохранность: Следы ржавчины на металле. Потертости металла, золочения, черни. На металле вмятины. На оборотной стороне ножей утрачена кожаная обтяжка, на дереве - побитости. Следы бытования. 

Описание предмета: 

Клинок стальной, кованый, прямой, обоюдоострый, с широким долом и плоским вытянутым треугольным острием.

Верхняя часть клинка с двух сторон украшена травлением с изображением декоративной рамки, завершающейся пальметтой и пирамидой из трех треугольных фигур, в которых изображены полумесяц и звезда. Внутри рамки травлением же нанесены арабографичные буквы, возможно, составляющие смысловую надпись; фоном для букв является крупный рисунок «под ящур», выполненный травлением. Боковые грани рамки оформлены декоративными полосами с орнаментом из изогнутых завитков в виде запятой.

Рукоять кинжала полностью обложена белым металлом (серебро), скреплена с хвостовиком клинка двумя заклепками, которые с левой стороны рукояти оформлены высокими шляпками сферической формы. 

По контуру рукояти и черена выложены полоски ложной зерни. Правая сторона рукояти украшена крупным узором, выполненным глубокой гравировкой и чернью на дражированном золоченом фоне. С левой стороны поверхность рукояти гладкая, украшена отдельными окантовочными черневыми линиями и полосками ложной зерни, на головке рукояти - арабографичная черневая надпись (прочтение надписи см. экспертное заключение № 62019-1 от 5.09.2019г. эксперт а по культурным ценностям, д.и.н Р.М.Шукурова).

Ножны представляют собой футляр из белого металла (серебро) с двумя вложенными деревянными дощечками. В верхней части футляра закреплена высокая обоймица с боковым закруглением-петлей. 

Наконечник ножен оформлен полосками ложной зерни и завершается декорированным чернью шариком. Внешняя сторона ножен украшена глубокой гравировкой и чернью с изображением крупного «чешуйчатого» узора и изогнутых завитков на золоченом дражированном фоне. В центре композиции - накладная выпуклая овальная пластина, оформленная чернью и по краю полосками ложной зерни. Оборотная сторона ножен гладкая; в центре металлической оправы - крупная прямоугольная прорезь - «окно» (кожа утрачена). Стык металлической оправы, проходящий по вертикальной центральной линии, закрыт полосками ложной зерни.

Выводы :

Серебряная оправа представленного кортика, а соответственно, и сборка кинжала, произведена кавказским мастером. Имя мастера, как и имя владельца, а также дата изготовления кинжала названы в черневой арабографичной надписи на головке рукояти и переведены экспертом 

Р.М. Шукуровым: мастер - Маджада Муши, владелец - Джавад-бек, 18671868г. 

Стилистические особенности оформления оправы соответствуют достаточно широкому кругу работ закавказских мастеров конца 1860-х годов. Наиболее известным представителем этого стиля явпялся знаменитый тифлисский мастер 1830-1870-x годов Иосиф Попов, во многом определявший моду на декорирование оружия этого периода. Серебряная оправа представленного кинжала, несомненно, создана, под влиянием работ И.Попова: использован достаточно крупный; стротй, четкий по построению орнамент с так называемыми /черкесскими элементами в виде завитков с точками. Как и у И.Попова, в оформленииоформлении оправы основную роль выполняет черновой рисунок в сочетании с золочением, не забыты полоски с накатками ложной зерни, а на оборотной стороне ножен имеется узнаваемый элемент - крупная, почти рамочная, прорезь (очевидно, была кожаная обтяжка). 

Имя мастера-серебряника Маджида Муши, к сожалению, ранее не встречалось. Высокий уровень исполнения оправы представленного кинжала демонстрирует хороший профессиональный уровень этого мастера. 

Большой интерес в исследуемом кинжале представляет клинок. 

Достаточно простая, но оригинальная конструкция этого клинка, практически, не имеет аналогов среди кинжальных клинков Х1Хв., т.к дол во всю ширину клинка использовался в длинном клинковом оружии и встречается в клинках однолезвийных ножей. Трудно объяснить, какой мастер-клиночник выбрал подобную конструкцию клинка, необычную для кинжала типа кама. На наш взгляд, клинок был изготовлен кавказским мастером. Одним из показателем кавказского происхождения клинка может служить состояние самого металла, характерное для кавказских изделий Х1Хв.

Характер оформления клинка кинжала необычен и, несомненно, носит подражательный характер. В основе его лежат приемы, используемые оружейниками Златоуста. Так, в технике травления на клинок нанесена вытянутая декоративная рамка, заканчивающаяся пальметтой и пирамидой из треугольных фигур с изображением полумесяца и звезды. Фон декоративной рамки полностью заполнен уэнаваемым златоустовским узором «под ящур», который использовали основоположники искусства златоустовской гравюры на стали И.Бушуев и И.Бояршинов. И если изображение пальметты - это излюбленный декоративный элемент И.Бушуева, то многоярусная пирамида в завершении рамки взята из арсенала художественньк рисунков И.Бояршинова (см. Т.И. Абольская Златоустовское художественное оружие. 1986, стр. 94). Кавказский мастер дополнил оформительский сюжет клинка и своими представлениями. Так, он использовал традиционный для кавказского оружия прием включения в орнамент арабского текста религиозного содержания (также подражательного характера), а также изобразил мусульманские символы полумесяц и звезду. Подчеркнем, что в оформлении клинка, как и в работе мастера серебряной оправы, отразилась качественная и профессиональная работа художника. 

В связи с высказанными наблюдениями о представленном кинжале, большой интерес представляет тема взаимосвязи кавказских и златоустовских мастеров-оружейников. Такие связи существовали еще с 1830-x годов, когда в Тифлис в семью легендарного Геурка Элиарова были направлены четверо златоустовских мастеров для обучения получения булатной стали. Возможно, эти контакты сохранились и в более позднее время. Известно, что в 1850году Геурк Элиаров выставлял свои изделия на выставке в Тифлисе, а в 1855г. его мастерская продолжала существовать по старому адресу. На наш взгляд, профессиональные связи между кавказскими и златоустовскими мастерами могли быть в 1850-1860-х годах, когда и был изготовлен клинок представленного кинжала, в оформлении которого присутствует влияние златоустовского искусства. 

Таким образом, исследуемый кинжал атрибутируется как кавказский кинжал типа кама. Тифлис, 1850-60-e годы. Мастер серебряной оправы и сборки - Маджида Муши. Кинжал представляет большой интерес для частного и музейного коллекционирования. По времени своего изготовления кинжал относится к предметам старинного (антикварного) холодного оружия и является культурной ценностью.

Экспертиза -прочтение надписи Р.М. Шукурова прилагается.  

Предыдущий   |   Назад в раздел   |   Следующий